В гостях у Пустыни: ансамбль ARS MUSICAE, хоровая капелла им. Юрлова и ансамбль «Мадригал»

Конференции, которые проводятся Свято-Алексиевской Пустынью уже 12 год, по традиции, собирают в Обители много известных ученых, педагогов, деятелей науки, культуры, а также включают в себя вечерние концерты мастеров искусств России. И на этой конференции состоялось три концерта, которые на долго останутся в памяти и самих участников, и, конечно, детей и насельников Обители.

10 мая в первый день конференции в Актовом зале гимназии выступили солисты ансамбля » ARS MUSICAE», которым руководит прекрасный музыкант, доцент Академии музыки им. Гнесиных, солист оркестра Большого театра России и Музыкального детского театра им. Н. Сац Иван Паисов. В этот раз было концертное трио в составе лауреатов Международных конкурсов  Ивана Паисова — гобой, Сергея Булатова — фортепиано и Юлии Макарьянц — меццо-сопрано. Прозвучали сочинения четырех русских композиторов: М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова, П.И. Чайковского и А.П. Кулыгина, нашего современника. Все музыканты показали высочайший уровень своего мастерства, потрясающий ансамбль совместного звучания (все концерты шли без микрофонной подзвучки) и удивительную точность и выразительность духа каждого исполненного произведения.

Особенно хотелось бы отметить Юлию Макарьянц, исполнивший три романса Мусорского из цикла «Детская». Такого правдивого и проникновенного слова (Мусоргский автор и текста и музыки), актерской игры, поразительной искренности, глубины и красоты тембра голоса нынче не часто услышишь в филармонических и концертных залах России.

Публика очень эмоционально приветствовала недавно найденное в французских архивах Глазунова и опубликованную в России «Колыбельную» для гобоя и фортепиано. Блестящее исполнение Иваном Паисовым и Сергеем Булатовым, открыло совершенно иное лицо Глазунова, проникнутое грустью, русским лиризмом, а иногда и былинным фольклорным эпосом. Для многих было откровением очень редко исполняемый романс Чайковского на стихи А. Толстого » Горними тихо летела душа небесами». Юлия удивительным образом нашла свой «ключик» к раскрытию такого сложного духовного образа этого трудного во всех отношениях романса — романа о человеческой душе.

Ну и, конечно, как всегда бывало в выступлениях ансамбля » ARS MUSICAE», мы для себя открыли новое имя русского композитора, ныне здравствующего, очень талантливого — Александра Павловича Кулыгина. Прозвучали два его цикла для меццо — сопрано, гобоя и фортепиано: «Прощание…прощание» на стихи А. Ахматовой, и «Простая история» на стихи И. Бунина и К. Бальмонта. Все поэты в его сочинениях имеют «свой голос», благодаря богатому музыкальному языку композитора. А для нас, слушателей, мастерство композитора открылось еще и благодаря тому энтузиазму, любовью и нежностью, с которыми музыканты исполняли его сочинения.

13 мая в Спортивном зале гимназии впервые в Пустыне выступила Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Художественный руководитель и главный дирижер народный артист России, профессор Геннадий Дмитряк. Капелла в этом году отмечает свой 100-летний концертный сезон, и, несмотря на напряженный график гастролей и концертов, изыскала возможность приехать в Обитель. Спасибо им огромное. Участники конференции, дети и насельники, многочисленные гости смогли побывать на концерте прославленного коллектива известного всему миру и очень были рады этой во многом неожиданной встречи. Это один из старейших хоров России, созданный почти на 19 лет раньше своего официального рождения И.И. Юховым, вначале как церковный хор.

Удивительная судьба выпала на долю талантливого музыканта-самородка Ивана Ивановича Юхова и его хора, организованного в 1900 году и известного ныне как Государственная Академическая хоровая капелла России имени А.А.Юрлова. Знаменитейший московский хор, высоко ценимый и любителями-меценатами, и такими выдающимися музыкантами, как С.Рахманинов, В.Калинников, П.Чесноков, А.Гречанинов, разделил участь всей отечественной духовной музыки ХХ столетия: после революции, почти лишившись главного своего дела — церковного пения, он вынужден был менять имена и свой репертуар. А ведь с ним были связаны не только постановки Мейерхольда и Вс.Вишневского, первые звуковые фильмы («Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга»), но и записи московских протодиаконов А.И.Здиховского и К.В.Розова, и симфонические концерты С.Кусевицкого, и духовные концерты в Соборной палате Епархиального дома в присутствии патриарха Тихона.

Александр Александрович Юрлов, выдающийся музыкант, деятель русского хорового искусства, чье имя носит сейчас Капелла, возглавил коллектив в 50 -тые годы и руководил им вплоть до своей неожиданной кончины в 1971 году. Это было трудные для коллектива время, когда Хор  был в глубоком кризисе, на гране исчезновения. И только усилиями Юрлова, той репертуарной и гастрольной политики, которую он проводил в России и в СССР он не только выжил, но превратился в один из лучших Хоров страны и мира, открыл огромное количество имен новых композиторов, целые направления хорового исполнительского искусства. Именно Юрлов со свойственной ему энергией и любовью к русской традиционной культуре, впервые со времен советской власти начал исполнять русскую православную духовную музыку в своих концертах, как «археолог» поднял из небытия знаменное одноголосное пение и раннее русское многоголосие (строчное пение), основанное на нем. Весь мир был ошарашен ранним русским многоголосием, которое в 60-тые годы в Париже на Всемирном медиофоруме произвело эффект разорвавшейся «бомбы». Такого от России никто не ожидал, и даже представить не мог, что у России есть такая древняя певческая история. Юрлову также принадлежит пальма первенства открытия в ГМПИ им. Гнесиных отделения русского народного пения (сольного и хорового), что послужило истоком развития народной певческой культуры всех республик Союза. Он очень много сделал для развития хорового пения в регионах России и Союзных республиках.

Мы попросили Геннадия Александровича Дмитряка привести программу их традиционного репертуара Капеллы, что было и сделано. Прозвучали духовные произведения Чайковского, Рахманинова. Отдельно, потрясающее впечатление произвели сочинения Г.В. Свидирова: «Любовь святая», фрагменты из «Пушкинского венка», особенно «Зорю бьют» с прекрасным соло баса и » Стрекотунья белобока». Такого православного философа в хоровой русской музыки наши зрители еще не видели и не слышали. Ну и, конечно, обработки (очень сложные по музыкальному языку и глубине трактовки) русских народных песен А.В. Свешникова, Алексея Ларина, других современных композиторов. Прекрасный хор, один из старейших коллективов России был встречен публикой с необыкновенным воодушевлением. Капелле был сделан подарок: образ Алексея, человека Божия, аутентичный, написанный до революции специально для нашего Алексеевского Храма, главный Ангел Хранитель нашей Пустыни.  Мы надеемся, что знаменитая Капелла им. А.А. Юрлова будет нашим добрым другом и не раз еще приедет с благотворительными концертами в Обитель.

14 мая, в заключительный день конференции, состоялся концерт солистов ансамбля барочной музыки «Мадригал» Московской государственной филармонии в составе: Анатолия Гринденко (виола да гамба) и двух певиц — Елизаветы Светозаровой (сопрано) и Юлии Макарьянц (меццо — сопрано). Благодаря этому замечательному ансамблю все участники и гости конференции, дети и насельники Пустыни, которым посчастливилось попасть на этот концерт, сделали для себя много открытий: увидели и впервые услышали подлинные музыкальные инструменты 11, 12 веков европейских королевских дворов, и удивительные христианские песни и танцевальные пьесы раннего средневековья. Мы как бы переместились во времени и оказались в королевском замке на одном из таких концертов. Здесь все было уникальным, ранее не известным широкой публики. И инструменты, и музыка со специфическими мелодиями и ритмами, и костюмы….Всё раннее средневековье в Европе воспевало Господа нашего, Иисуса Христа, Деву Марию, Всемогущего Господа и его творения. Светского искусства так такового еще не было, кроме народного, которое часто не доходило до королевских дворов и было им мало известно, считалось вульгарным и кощунственным, не достойным внимания. Блистали замечательные певицы, обладающие сильными, необыкновенно красивыми тембрами высоких женских голосов и изящной манерой исполнения, строгой, и в то же время благородной подачей звука. Прозвучало восемь песен из Книги испанского Монастыря Монсеррат, виртуозные, одноголосные с передачей части мелодии одной певицы — другой, некий диалог  радости от воспевания девы Марии и Бога. Вот некоторые названия в переводе на русский: » О, Сияющая Дева», «Сияющая звезда», «Вознесем Хвалу Деве», «Царица Небесная», «Семь радостей», «Всемогущий Бог» и др. Все песни звучали в сопровождении средневековых инструментов — лира — кифара (Давидова Псалтирь), смычковая псалтирь, которая была популярна в среде странствующих монахов того времени, и т.п. Прозвучал необыкновенный мотет G.F. Sancesa » Внемлите твари Божие», а также великолепный по «мелкой», колоратурной технике мотет A. Grandi «Воспеваю Господа» мастерски исполненный Елизаветой и Юлий в сопровождении виолы да гамба Анатолия Гринденко. У певиц были серебряные колокольчики и тамбурины. Прозвучал Рил английского автора «Прощание Священника», Коптский пасхальный напев Аль — Масих кам, а в завершении концерта — Византийский пасхальный напев Христос Анести с другим, более древним напевом. Поразило мощное, колоритное, виртуозное звучание виолы да гамбо Анатолия в сольных и ансамблевых номерах, Очень интересная была реакция слушателей: каждый номер на лицах отражал и удивление и восторг, а иногда и потрясения от необычных мотивов, звучаний и баланса голосов и сопровождения — идеальный ансамбль и безупречная техника. Достойное завершение XII конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *