Воспоминания выпускников 2021 года

Когда заканчивается снежная и морозная зима, то кажется, что в уходящем было довольно всего не особенно приятного: стужа, ветер, снег, бьющий в лицо… Думается, что ты начал ждать весну еще до того, как наступила зима… Да здравствуют лужи, дождь, грязь под ногами! Ой, хотелось сказать, что ждем-то мы ласкового солнца, еще более ласкового ветерка, запаха гиацинтов и нарциссов…

Так вот в чем дело! В уходящем на наших глазах мы склонны помнить негативное, а в наступающем только радостное… Пройдет не так уж много времени, и среди знойного лета с такой нежностью вспомнится иней на деревьях, скрип снега под ногами, хруст морозной ветки и рождественские подарки!..

Почему на ум явились эти картинки? Сегодня, обратившись к воспоминаниям уходящей гимназической поры, еще до конца не можешь понять, что еще несколько месяцев, и все, что казалось тебе само собой разумеющимся, всегдашним, постоянным и неизменным, исчезнет, и ты окажешься в новом пространстве и времени, и новое время откроет перед тобой страницы новых задач, решения которых зависеть будут от тебя одного. Не будет рядом ни Василия Петровича, ни Светланы Андреевны, ни Ильи Алексеевича, ни Надежды Федоровны, ни Михаила Сергеевича, ни Александра Анатольевича, будут совсем другие люди и новые уроки придется проходить.

Какими классными покажутся и тренировки, и контрольные, и экзамены, и балы, и литературные гостиные!

Каким фантастически наполненным представится время, проведенное в гимназии, в Свято-Алексиевской Пустыни!

Каким щемящее родным отзовется имя каждого, с кем свела учеба и жизнь, и само имя Пустыни, имя настоятеля, драгоценного батюшки иеросхимонаха Алексия!

Открой, читатель, нашу повесть, и во всем, что мы написали, почувствуй и наше время, и нашу жизнь, и нашу благодарность за все — за все, потому что за этой повестью открывается наше будущее, полное уже взрослых тревог, радостей и волнений, и оно было бы другим, не сведи судьба нас вместе в это время именно в этом благословенном месте!

ЧАСТЬ I

ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ

Только мое и твое сокровенное дело,

Чтобы земля с человечеством вечно летела.

Только любовь, только воздух, и суша, и море,

Только надежда и страхи в моем кругозоре.

Юнна Мориц

Дорогой читатель, ты, конечно, вспомнил, что время каникул называется вакантным в знаменитой сказке Антония Погорельского о мальчике Алеше, который учится тоже в пансионе, как и мы… Вакантное, то есть свободное время чудилось ему и чудится нам временем чудесным. В пансионе многие вещи кажутся такими. Помните, Алеше директор гимназии кажется сказочным, потому что он, наверное, питается одним вишневым вареньем…

Когда гости приезжают к нам в Свято-Алексиевскую пустынь, гуляют по музейным залам и кабинетам, по коридорам старой и новой гимназии, им наше пространство учебы кажется необычайно-необыкновенным, а мы, привыкшие к музейным экспонатам в разных учебных обстоятельствах, не можем представить, а как же по-другому изучать географические открытия, не вглядываясь в карты, расположенные на стенах в музее, как читать стихи, не всмотревшись в портреты поэтов в литературной гостиной или дворянской библиотеке… Это наше учебное и одновременно внеучебное пространство.

И пока гости гуляют по нашим дивным дорожкам, мы отправляемся в путь… Выйдем за порог гимназии, сядем в автобус, пересечем на нем нашу милую речку Кубрь… Река всегда казалась людям границей двух миров. Так и у нас. Мы не только мечтаем, но взаправду отправляемся отдыхать, видеть еще невиданное и незнакомое…

Глава 1

«Только смелым покоряются моря»


Лето 2020! Вроде бы это и лето, но оно последнее лето в школе, т.е. мы уже переходим в 12 класс. А что это значит? Правильно! Это значит, что самосознательные выпускнички в это время самосознательно и с полным пониманием своего положения вгрызаются в газетную бумагу ЕГЭшников, а на руках появляются мозоли от ручек. Но! Есть одно «но». 12 класс – это также время, когда кроме ЕГЭ на плечи сваливается организация праздников, вечеров, балов и проч. и проч. Я даже и не знаю, правильно ли говорить «сваливается на плечи», ведь это наш выбор, а для некоторых организация общественных мероприятий является удовольствием. На самом деле есть еще и второе «но». К 12 классу (12 лет учебы! Подумать только!) стандартному ученику хочется расслабиться (конечно, есть и не стандартные, но я описываю пока ординарный случай) почувствовать, что он собственно – двенадцатиклассник.

Доучился ты, значит, одиннадцатый год, а тут – бац! и 12-ый год подступил внезапно, хотя и ждал-то его с первого класса, но все-таки подступил-то он внезапно, как гром среди ясного неба, нежданно-негаданно. Но. Дорогому читателю порядком надоело слово «но». Во всяком случае, на плечи бедных (может быть, и богатых), многострадальных и свыше нормы занятых двенадцатиклассников свалилась, упала (не знаю, как сказать, потому что вопрос-то двусмысленный), ну скажем так: Кадетский корпус Свято-Алексеевской пустыни, если быть точнее – Гимназия выиграла грант. Простыми словами это называется так: нашей гимназии спонсировали шлюпочный поход по реке Волге. И все это мы получили благодаря невероятным усилиям и полной отдаче наших наставников и воспитателей.

За что им, конечно, и, безусловно, – спасибо! Причем невероятно огромное спасибо. Собственно, к чему я все это пишу? Читатель, наверное, догадывается, что мы – двенадцатый класс как самые старшие безоговорочно обязаны участвовать в этом походе.

Таким образом, мы подошли к главной мысли текста. Я хочу сказать, что, несмотря ни на что время, проведенное в походе, было прекрасно (просто и банально). Слово прекрасно можно, конечно, разложить на составляющие. Это авантюра, окружающие нас пейзажи, захватывающее дух чувство приключений и прочее и прочее. О чем больше можно мечтать, как о проведении не просто отдыха, лёжа на пляже и купаясь в море, а активного и полезного отдыха, после которого голова кругом от оставшихся впечатлений и воспоминаний.

А теперь, собственно, об отдыхе. Поход по Волге-матушке провалился бы в тартарары из-за нестабильного состояния всего состава в связи с пандемией (об этом даже говорить не хочется, как-то тошно становиться). Но и в этом случае наши руководители выкарабкались, ведь живём и учимся мы не где-нибудь там, а на Переяславской земле, которая славится своим озером. А озеро-то зовётся Плещеевым. Так вот при помощи одноименного национального парка нашлось местечко, где мы и обосновались. Мы – это наш кадетский корпус с преподавателями.

И понеслась прекрасная рутина лагерной жизни: звуки песен у костра, крик дежурного в мегафон: «Подъём!!!», утренняя зарядка и, конечно же, (как без этого) пища на костре. Погода в начале августа выдалась прекрасная, словно мы перенеслись в южные губернии нашей необъятной Родины. Ходили в майках полураздетые и в ус не дули. Только к середине месяца начали тревожить нас дожди, но изредка.

Я так и не рассказал о гвозде всей программы. Читатель, стремясь понять в чём дело (то ли он что-то пропустил по невнимательности, то ли автор по рассеянности своей не поспешил уведомить читателя), сообщаю: поход должен был состояться на ялах по реке Волге. Он-то не состоялся, но был перенесен в более подходящую по известным причинам форму. Дабы не вводить читателя в заблуждение дважды, объясню: ял — это шестивёсельная лодка шести метров длинной (откуда и название ял – 6, бывает ещё ял – 4 и ял – 10) и двух метров шириной. Может ходить как вёсельным, так и парусным ходом. Если говорить об общих плюсах и минусах этой лодки, то смело можно сказать, что управление этой лодкой требует внимательности и навыка, но в общих чертах не сложно. Никакой звук не ласкает больше слух моряка, как спокойное, надежное поскрипывание канатов и шум пенящейся воды под килем на полном ходу и изредка мерное похлопывание паруса.

Как говорится, избороздили мы вдоль и поперек всё озеро. Ходили в так называемую «Кругоплещеевку»: побывали на Александровой горе, прошли на реку Вёксу и многое другое. Теперь хоть гидом работай. Да, кадеты из Свято-Алексеевской Пустыни знают каждый уголок на Плещеевом озере. Звучит гордо!!! Между прочим, каждый из этих кадет может с легкостью назвать себя яхтсменом, ведь каждый из них закалён переславскими ветрами и плещеевскими штормами.

Летний отдых 2020 года также не обошёлся без нового знакомства. Общеизвестно, что новые знакомства, а в особенности с хорошими людьми, приносят радость общения, а в купе с этим и невероятное количество положительных эмоций, как яркий луч, освещающий скрытые уголки нашей и так яркой жизни. Полагаю, что читателю не будет интересно узнавать такие подробности, как имена новых людей, ибо без непосредственного знакомства многое это не даст, но интереснее будет узнать их описание.

Один из них – опытный яхтсмен, человек добрейшей души, открытого сердца, полнейшего бескорыстия и отдачи, относится к типу людей, с которыми приятно находиться рядом и вести общение. Оптимизм его и готовность в любую минуту безотлагательно ринуться на помощь поражали меня порой до глубины души. Не собираюсь и не буду умалять достоинств двух других новых знакомых нашей гимназии.

Все мы знаем путешественников (хотя бы одного точно). Глаза, чего только стоят одни глаза! Настолько они глубоки и полны жизненной силы, я бы даже сказал даже не искры, а огонь, дающий энергию всем окружающим. Так вот, с одним из обладателей таких глаз нас познакомили. Для описания этого человека я не нахожу подходящих эпитетов.

Во-первых, человек интереснейший: он был готов бесконечно рассказывать о своих приключениях на северном полюсе, во время кругосветок и прочего. Также оптимизм, сопровождающий его во всех путешествиях, совмещенный с целеустремленностью, иногда настораживал, но всё сомнение перебивала его смелость, терпение и настойчивость, ведь как говорится, «Только смелым покоряются моря».

Имя третьего человека мне бы хотелось назвать, звучит оно как-то по-свойски, как будто мы знакомы с этим человеком с давних пор. Звучит оно просто и ясно – дядя Миша. Имя это ассоциируется с добротой, открытостью, незамедлительной готовностью прийти на помощь, где-то подсказать, показать или что–то объяснить, не важно, такие люди всегда ценятся на земле.

Тепло становиться на душе при осознании того, что в мире ещё есть такие прекрасные люди, а сердце ни на минутку не оставляет желание сказать искреннее спасибо за доставленное удовольствие, передачу опыта, ну, и просто за то, что они такие есть на свете.

В заключении бы хотелось добавить лишь то, что в учебник зарываться – вполне полезное и подходящее для начала 12 класса занятие, но скажу просто и кратко: лето было проведено определенно не зря, то есть прекрасно, на чём и заканчиваю своё повествование.

Вообще неплохо было бы посоветовать читателю, точнее пожелать вкусить той авантюры, которую удалось вкусить нам. Кто знает как бы отозвалось то лето в моих воспоминаниях в будущем? Скучным учебным классом и шелестом газетной бумаги ЕГЭшников (классика жанра). Хоть с этим можно бесконечно спорить, (что мы и любим делать в оппозицию нашим наставникам) но скажу, что жалеть о проведенном нами лете (извините уж!) это просто свинство!

Сейчас уже МАРТ! Всего два месяца до ЕГЭ. Помню в классе 5-ом смотрел снизу вверх на умудренных опытом 12-тиклассников и задавал украдкой себе вопрос (другим задавать боялся), что за зверь это такой – ЕГЭ. Но сразу же незамедлительно осознавал всю его далекость и недостижимость и вышвыривал это гигантское, колючее и невкусное слово на задворки моего сознания. Вот так это и было в молодом трезвом от знаний и наивном (без наивности не вижу смысла в моей юности) 5-ом классе. Кстати, если читатель не заметил, я оставил нашу тему, как говорится, в гордом одиночестве, еще раз. На дворе мартовские коты начинают утрачивать всякую прыть и силу голоса, и теплой волной разливается по всему телу воспоминания о пройденном лете.

Полагаю, что читатель, под конец повествования не против был бы осведомиться насчет автора, как говорится, «сих дивных строк». Впрочем, ничего особенного, всего лишь обычный 12-тиклассник, за исключением того, что я ношу очки, зеленую форму, но это меня не отличает от других, и чтоб уж было полное представление: среднего роста, светлые волосы, изрядно добр, не женат. Кстати, в Пустынь приехал в возрасте: не много не мало, а 2 недели от роду, т.е. если бы товарищи Дарвин и Геккель были бы правы, я бы уже давно прошел бы все эволюционные ипостаси и благоденствовал бы на уровне Номо Sapiens Sapiens. Как говорится, труд сделал из младенца 12-тиклассика. ВСЕ! Ставлю точку. ТОЧКА.

Никита БОРИСОВ

Воспоминания выпускников 2021 года: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *